ПЕРНАЧ (пернат)

ПЕРНАЧ (пернат)
ПЕРНАЧ (пернат) , древнерусское ударное холодное оружие, состоявшее из короткого древка с насаженной на конце головкой из металлических перьев (отсюда название). Служил также знаком власти военачальников.

ПЕРНИК

ПЕРНИК , город на западе Болгарии. 95 тыс. жителей (1985). Центр буроугольного бассейна. Металлургия, машиностроение, цементная промышленность.

ПЕРНИЦИОЗНАЯ АНЕМИЯ (от лат . perniciosus — гибельный

ПЕРНИЦИОЗНАЯ АНЕМИЯ (от лат . perniciosus — гибельный, опасный) (устаревшее название — злокачественное малокровие), обусловлена нарушением кроветворения вследствие недостатка в организме витамина B12. Проявления: ярко-красный, а затем «лакированный» язык, желудочная ахилия, малокровие с наличием патологических эритроцитов, поражение нервной системы.

ПЕРНОВ

ПЕРНОВ , официальное название г. Пярну в Эстонии до 1917.

ПЕРО в графике

ПЕРО в графике , 1) инструмент для рисования жидким красящим веществом, изготовленным из металла, птичьих перьев или тростника (калам). 2) Обозначение техники рисунка, выполненного пером.

ПЕРО (Perot) Росс (р . 1930)

ПЕРО (Perot) Росс (р . 1930), американский промышленник и политический деятель, миллионер. Основал собственную компанию «Электронные информационные системы». В 1992 баллотировался на пост президента США как независимый кандидат.

ПЕРОВ Василий Григорьевич (1833/34-1882)

ПЕРОВ Василий Григорьевич (1833/34-1882) , российский живописец. Один из организаторов Товарищества передвижников. Жанровые картины, обличающие нравы крепостнической России («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутые горячим сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологические портреты («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).

ПЕРОВ Василий Григорьевич [21 декабря 1833 (2 января 1834) или 23 декабря 1833 (4 января 1834)

ПЕРОВ Василий Григорьевич [21 декабря 1833 (2 января 1834) или 23 декабря 1833 (4 января 1834) , Тобольск — 29 мая (10 июня) 1882, с. Кузьминки, ныне в Москве], российский художник. Одна из центральных фигур русского реализма 19 в., выдающийся мастер жанровой картины и портрета.Незаконный сын прокурора барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-49) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-61), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-64 (как пенсионер Академии художеств) — в Париже. Испытал особое влияние П. А. Федотова, а также журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Живописный «анекдот» Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба — 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; все — Третьяковская галерея); мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в «Кабаке…») закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. Портретная живопись Перова Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П. Погодин», оба — 1872; все — Третьяковская галерея). Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, — в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь -если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881). Исторические картины В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-81, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.

ПЕРОВСК

ПЕРОВСК , название г. Кзыл-Орда в Казахстане в 1853-1925.

ПЕРОВСКАЯ Софья Львовна (1853-81)

ПЕРОВСКАЯ Софья Львовна (1853-81) , революционная народница. Член кружка «чайковцев», участница «хождения в народ», член «Земли и воли», Исполкома «Народной воли», организатор и участница покушений на Александра II. Повешена в Петербурге 3.4.1881.

ПЕРОВСКИЙ Лев Алексеевич (1792-1856)

ПЕРОВСКИЙ Лев Алексеевич (1792-1856) , российский государственный деятель, граф (с 1849), генерал от инфантерии (1854), почетный член Петербургской АН (1852). С 1840 член Государственного совета, в 1841-52 министр внутренних дел, в 1852-56 министр уделов. Сторонник постепенной отмены крепостного права.

ПЕРОВСКИТ

ПЕРОВСКИТ , минерал подкласса сложных оксидов, CaTiO3. Примеси Се и других редкоземельных элементов (у кнопита до 10%), Nb, Fe, Na. Черный, коричнево-бурый. Твердость 5,5; плотность 4-4,3 г/см3. По происхождению контактово-метасоматический, магматический.